Служба школьной медиации
Положение о школьной службе медиации
Разногласия, споры, конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни. Умение предотвращать конфликты, эффективно урегулировать разногласия, способность извлекать пользу из конфликта, разрешая его с наименьшими потерями, необходимы современному человеку в быту и в повседневной профессиональной деятельности
Медиация — это альтернативный способ разрешения споров с участием третьей нейтральной стороны, при котором сами стороны, вовлеченные в спор, наделены силой и влиянием на процесс поиска решения, а также возможностью свободного волеизъявления при выработке договоренностей. Медиация — это особая форма посредничества, не предполагающая вынесения посредником суждения, решения по спору
Глоссарий
(извлечение из документа: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации»
Медиация— способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица — медиатора
Медиативный подход– подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предот вращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры
Восстановительное правосудие— новый подход к отправлению правосудия, направленный прежде всего не на наказание виновного путем изоляции его от общества, а на восстановление материального, эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве, сообществу и обществу, на осознание и заглаживание вины, восстановление отношений, содействие реабилитации и ресоциализации правонарушителя
Восстановительный подход— использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, материального и морального ущерба и др.
Принципы медиации
Принцип добровольности
Процедура медиации является добровольной на всех этапах ее проведения, начиная с согласия сторон принять участие в данном процессе и выборе посредника, до подписания медиативного соглашения. Каждая из сторон, как и медиатор, в любой момент может отказаться от продолжения медиации, если посчитает таковую нецелесообразной
Принцип конфиденциальности
По умолчанию все сведения, полученные в ходе процедуры, не подлежат разглашению ни посредником, ни сторонами конфликта. (Договоренности и решения, достигнутые на медиации, могут быть раскрыты третьим лицам только по взаимному согласию после письменного заявления сторон)
Принцип нейтральности
Медиатор сохраняет независимость и беспристрастность как к предмету спора, так и к участникам процедуры медиации: не принимает сторону кого-либо из участников независимо от статуса и воздерживается от оценочных суждений и выводов относительно участников конфликта и причин спора
Принцип равенства и равноправия
Сторонам в процедуре предоставляются равные возможности высказываться и быть выслушанными, предлагать темы для обсуждения и вносить предложения по разрешению конфликта; они обладают равными правами в обсуждении и в отстаивании своих интересов
Принцип открытости и прозрачности
Медиатор разъясняет последовательность этапов медиации и суть процедуры, формирует понимание у сторон их роли и роли медиатора
Принципы взаимного уважения и сотрудничества
В целях поддержания конструктивной направленности переговоров сторонам предлагается придерживаться уважительного стиля общения и не допускать взаимных оценок и оскорблений в ходе процедуры. Эти условия являются необходимыми для создания на встрече доверительной и безопасной атмосферы
Принцип активной ответственности
Стороны, являясь «собственниками» конфликта, в равной степени ответственны за принятие и исполнение совместных решений; медиатор способствует формированию ответственности, поддерживает их шаги в этом направлении, в том числе проверяя прозрачность договоренностей и проясняя возможные риски их неисполнения
Зачем медиация нужна родителям?
Медиация позволяет разрешить конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, корректировать поведение тех, кто находится в ситуации конфликта. Кроме того медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми и взрослыми.
Зачем медиация нужна детям?
Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития. Но необходимо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более серьезных последствий.
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где стороны могут прийти к соглашению о примирении, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.